Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Пластинина Татьяна Валерьевна
Муниципальное образовательное учереждение «Гусиноозерская гимназия» (МОУ «Гусиноозерская гимназия»), р.Бурятия, г. Гусиноозерск.
Аннотация.
Внедрение современных технологий во все сферы современного общества, задача освоения и приобретения соответствующих знаний школьным учителем становится все более актуальной. В связи с увеличением информационного потока и развитием ИКТ в методике преподавания школьных дисциплин помимо традиционных классических средств обучения появляются новые электронные средства обучения.
Использование информационных технологий в школе рассматривается как средство, которое дополняет традиционную методику обучения и позволяет адаптировать системы образования к различным потребностям процесса обучения школьников. Современную школу невозможно представить без информационных технологий. Они применяются уже не только на уроках информатики – практически каждый учитель-предметник стремится разнообразить свой урок какими-нибудь информационными нововведениями, будь то мультимедийная презентация, буклет или целый комплекс информационных разработок, объединенных одной темой, одним словом - цифровой образовательный ресурс. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Орудие словесника – слово, но в наше время мало читающей публики нужно искать новые методы обучения. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. И современный урок русского языка и литературы немыслим теперь без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Использование самого распространенного средства – мультимедийной презентации MS PowerPoint – обогащает урок эмоциональной окрашенностью, возбуждает живой интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс усвоения материала за счет визуализации информации. При умении пользоваться программой MS Excel, можно создавать тесты для контроля и проверки полученных знаний. Такой способ удобнее обычного «бумажного» тем, что учителю не приходится просматривать кипу сданных на проверку работ – программа сама подсчитает правильные ответы и поставит оценку! Педагогу остается только занести полученные учениками оценки в журнал. Это существенно экономит драгоценное время учителей. Тесты удобны как в использовании на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Дидактический материал, представленный в электронном варианте, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке и экономит время учителя при подготовке к уроку. Программные продукты MS Word и Publisher – незаменимые помощники учителя, в них можно создавать конспекты уроков, памятки ученикам, плакаты с наглядным материалом для работы на уроке. Также использование ИКТ на уроках русского языка и литературы предполагает пользование ресурсами Интернет и электронными словарями и энциклопедиями, что заметно облегчает работу учителей и учащихся, не снижая ее качества. Ученики могут поучаствовать в создании презентаций, лекции, докладов, исследовательских проектов. Такая совместная деятельность педагога с учащимися, несомненно, пробудит в последних живой интерес и желание работать дальше, узнавать новое, активнее и с интересом учиться. Таким образом, ИКТ не только прочно вошли в деятельность педагогов, но и уже незаменимы как средство разнообразить уроки, визуализировать, структурировать информацию, сделать работу над материалом разноплановой и интересной для учащихся.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» новых компонентов – компьютера и компьютерной обучающей программы диаметрально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого» учителя. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
Литература
-
Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. — Академия АЙТИ, www.academia.it.ru
-
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — Москва. Издательский центр «Academia», 2003.
|